суббота, 16 марта 2013 г.

Обучение чтению ребёнка в игре


Психологи считают, что ребёнка 4-5 лет легче научить читать, чем в 7-8. Стоит заметить, что развивающие занятия требуют ежедневности и последовательности. Не стоит начинать самостоятельно обучать ребёнка, если вы не можете каждый день выделять время для совместных занятий. 


I этап. Добуквенный, звуковой период обучения
Прежде чем познакомить ребёнка с буквами, ему показывают, что речь состоит из звуков. Взрослому предлагается поиграть с ребёнком в звуковые игры, цель которых - выделение в словах определённых звуков.
Звукоподражание
Взрослый задаёт ребёнку вопросы:
-Как жужжит пчела? (Ж-ж-ж)
-Как гудит паровоз? (У-у-у)
-Как шипит змея? (Ш-ш-ш)
-Как рычит тигр? (Р-р-р)
-Как звенит комар? (З-з-з)
и т.д.

Магазин
Взрослый выступает в роли продавца, ребёнок - в роли покупателя. Покупатель приходит в магазин, выбирает товар. За покупку же надо расплатиться первым звуком слова. Например, если ребёнок хочет купить куклу, то он должен назвать звук "к".

II этап. Определение звукового состава слова
На этом этапе ребёнка учат определять из каких звуков состоит слово, различать твёрдые и мягкие согласные, выделять ударный слог.
Запретные звуки
Взрослый и ребёнок договариваются, что один из звуков является запретным, например, нельзя произносить "л" или "р". Взрослый показывает ребёнку картинки или предметы и спрашивает: "Что это?" Ребёнок старается ответить, не называя запретный звук. Сначала запретный звук должен находиться в начале слова, затем в конце, потом в середине.
Например, вместо "лиса" ребёнок должен сказать "иса", вместо "рука" - "ука" и т.д.
Тим и Том
Для этой игры необходимо изготовить двух человечков. Том - худой, в зелёной одежде, Тим толстый, в одежде синего цвета.
-Смотри, это Том, его имя начинается очень твёрдо. Т-т-т. Он сам весь твёрдый, как этот звук. Он выбирает всё твёрдое. Любит компот, носит рубашку, играет в бадминтон. А Тим, имя которого начинается мягко: ть-ть-ть, любит всё, что звучит так же мягко, как и его имя: носит он пиджак, ест пельмени, играет в мяч. (Взрослым полезно вспомнить, какие гласные смягчают согласные. Это: е, ё, и, ю, я. Также смягчает согласные мягкий знак, а согласные "й", "щ" и "ч" - всегда мягкие.) 
Тим и Том собрались в поход. Как ты думаешь, что возьмёт Тим: рюкзак или ранец? 
Распредели, что  понесёт Тим, а что Том: котелок, сахар, миску, ложки, бинокль, кеды, панаму, кепку, палатку, леденцы и т.д.
Заблудились в лесу
Игрушки заблудились в лесу, нужно позвать их, потянув ударный звук: 
-Зайчи-и-к!
-Петушо-о-ок!
-Сло-о-оник!
-Ку-у-укла!
III этап. Звуковой анализ слова
Дом звуков
Взрослый рисует домик с окошками для звуков. Например, для слова "кот" надо нарисовать домик с тремя окошками. 
-В этом домике живёт кот. В каждом окошке показывается один звук этого слова. 
Далее взрослый произносит слово "кот", расселяя звуки "к", "о", "т" в окошки. 
Следующее слово из трёх звуков расселяет в домике ребёнок.
Со временем количество звуков в словах возрастает.
Задание усложняется: в каком окошке живёт ударный звук? Это окошко закрашивается.
IV этап. Буквенный период обучения
На этом этапе ребёнка знакомят с алфавитным обозначением звуков с помощью кубиков, картинной азбуки, выкладывания букв из палочек, рисования и т.д. 
Звуковое лото
Раздаются карточки с изображением разных предметов, растений, животных и т.д. Потом, показывая знакомую букву, взрослый спрашивает:
-У кого есть слово на эту букву?
Дорисуй букву
Взрослый рисует элементы печатных букв, а ребёнок должен дорисовать недостающие элементы буквы.
V этап. Слияние слогов в слова
Слог является основной единицей чтения. Учите ребёнка читать слоги протяжно, как бы пропевая их: ккаа-шшаа, ллаамм-ппаа. 
Запаситесь карточками, кубиками с изображением букв. Пусть ребёнок пытается сложить слова, которые вы ему предлагаете. Начните с самых простых (мама, папа, Саша, Маша и т.д.)



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...